Добро пожаловать!
ко христианскому добронравию
Наставление для молодого шляхетства Харьковской губернии сочинил в 1766 году странствующий философ, учитель, поэт и писатель Григорий Савич Сковорода.
Благодарение блаженному Богу о том, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным.
Нет слаже для человека и нет нужнее, как счастие, нет же ничего и легче сего. Благодарение блаженному Богу.
Царствие Божие внутрь нас. Счастие в сердце, сердце в любви, любовь же в Законе Вечнаго.
Сие есть непрестанный свет и незаходящее солнце, тьму сердечной бездны освещающее. Благодарение блаженному Богу.
Что было бы тогда, если бы счастие, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависело от места, от времени, от плоти и крови? Скажу яснее: что было бы тогда, если бы счастие заключил бог в Америке, или в Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских чертогах, или в соломоновом веке, или в богатствах, или в пустыне, или в чине, или в науках, или в здравии?.. Тогда бы и счастие наше, и мы с ним были бедные. Кто б мог добраться к тем местам? Как можно родиться всем в одном коем-то времени? Как же и поместиться в одном чине и стати? Кое же то счастие, утвержденное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на смертном человеке? Не сие ли есть трудное? Ей! Трудное и невозможное. Благодарение ж блаженному богу, что трудное сделал ненужным.
Ныне же желаешь ли быть счастливым? Не ищи счастия за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шаре земном, не броди по Иерусалимам… Златом можешь купить деревню, вещь трудную, яко обходимую, а счастие, яко необходимая необходимость, даром везде и всегда даруется.
Воздух и солнце всегда с тобою, везде и даром; все же то, что прочь бежит от тебя, знай, что есть чуждое, и потому не почитай за твое, всё то преходяще и лишнее есть. Что же тебе нужды? Тем-то оно и трудное. Никогда бы не разлучалось от тебя, если б было необходимо тебе.
Благодарение блаженному богу.
Счастие ни от небес, ни от земли не зависит. Скажи с Давидом: «Что мне есть на небе? И от тебя что хочу на земле?»
Что же есть для тебя нужное? То, что самое легкое. А что же есть легкое? О друг мой, все, что не есть трудным, тяжелым, горьким, злым, лживым. Однако, что есть легкое? Тое, друг мой, что нужное. Что же есть нужное? Нужное есть только одно: «Едино есть на потребу».
Одно только для тебя нужное, одно же только и благое и легкое, а прочее все труд и болезнь.
Что же есть оное Одно? Бог.
Тое, что любезно и потребно, есть Едино везде и всегда. Сие Едино всё горстию своею и плоть твою содержит.
Благодарение же блаженному богу за то, что всего нас лишает, что есть для нас трудно, кроме того, что наинужнейше, любезно и Едино.
Многие телесные необходимости ожидают тебя, и не там счастие, а в сердце своем Едино ищи, там Бог и счастие, не далече оно.
Близ есть. В сердце и душе твоей.
И я желаю, дабы душа твоя, как Ноева голубица, не обретши нигде покоя, возвратилась к сердцу своему, к Тому, Кто почивает в сердце.
С сим пожеланием Григорий, сын Савы Сковороды.
«Истина Господня пребывает вовеки».
«Вовек, Господи, Слово Твое пребывает».
«Закон Твой посреде чрева моего».
«Слово плоть есть, в вас пребывающа».
«Посреди вас стоит, не ведаете же Его».