Добро пожаловать!
Марина Свинина – первая женщина-фотохудожник в истории города Иркутска. В рамках проекта «Золотого поколения» «Психология успеха людей, которые его достигли» с Мариной были проведены две встречи – 1 октября 2008г. в Иркутском техникуме физической культуры и 22 октября в Иркутском художественном училище.
« ».
Она похожа на один из альбомов «Pink Floyd». Ее творчество в Германии сравнили с фильмами Тарковского (вспомните «Солярис», или «Сталкер» по Стругацким). В каком-то разрезе, опыт, который может рассказать вам Марина, может перекликаться с переживаниями Карлоса Кастанеды, описанными им в девяти томах. Такое чувство бывает тогда, когда попадаешь в десятку с закрытыми глазами, стоя к ней спиной. Когда ждешь напыщенную даму, утопающую в собственном тщеславии, а натыкаешься на абсолютно простого человека, с удивительным и немного неординарным видением мира.
- Марина, вы очень необычный фотохудожник. Но мне бы хотелось, для начала, узнать немного о вас, - что вы можете рассказать о себе, как о человеке?
- Ну что можно рассказать?.. С детства замкнутая и погруженная в себя, в свой внутренний мир, которым не могла поделиться с окружающими – просто не поняли бы. Писала стихи. Ну это понятно, все в этом возрасте писали стихи. Классе в восьмом я начала фотографировать. Поскольку отец немного занимался фотографией, дома было все, что для этого нужно. В какой-то момент задумалась – а что же еще может фотография, кроме как украсить страницы домашнего альбома? Моим учителем стал Александр Князев. Которого я считаю первым фотохудожником в истории города Иркутска. Он действительно первым стал делать фотографические картины, в которых мир не просто регистрировался, а каждое событие, каждый луч света проходил через призму авторского видения и отношения ко всему.
- Как вам удается передать через фотографию свое мировосприятие?
- «Я всегда знала, а теперь научилась говорить», - когда-то написала о себе Марина Цветаева. Мне понадобилось много времени, чтобы осознать, исследовать свой внутренний мир и найти подходящий язык, чтобы его описать. Причем, не один язык на все, а несколько разных способов описания разных аспектов своей внутренней реальности. Моя мастерская была той кельей отшельника, уединившись в которую, я училась соотносить внутреннее с внешним. В конце концов, врожденные способности к ясновидению я смогла использовать как творческий инструмент.
Я часто сталкиваюсь с тем, что фотографические работы обнаруживают в себе, что их авторы не обладают целостным видением мира. У них весь мир разбит на отдельные предметы, фрагменты, которые они не могут между собою соотнести. Особенно в современной фотографии, ориентированной на западное мышление, это очень сильно бросается в глаза. Идут бесконечные ряды перечислений предметов, а творческий акт символических взаимоотношений между ними отсутствует.
- Вы встречались с представителями трансперсональной психологии. Согласно их положениям, мы – некие сущности, упакованные в физическую оболочку. В классической же науке для таких категорий места нет. А вы говорите – «внутренний мир». Как провести связь между вашим внутренним миром и миром внешним?
- Творчество. Любой художник является проводником между мирами. Сознанием обладает все, что нас окружает. Трансперсональная психология – это практика, которая использует шаманские техники, совмещая их с современными возможностями, она пробуждает в людях способность воспринимать жизнь во всем, видеть жизненную основу всего существующего. Реально видеть, - теми же самыми физическими глазами и чувствовать физическими чувствами.
- Я слышал, что вы снимали обряд посвящения в шаманы. Просто я сам из Тувы и немножко знаю о мире шаманов. В нашей культуре они делят наше существование на три уровня. Это нижний, средний и верхний миры. Не могли бы рассказать о своем взгляде на шаманизм?
- Внутренние миры столь же реальны, как и наш физический мир. По сути, наш мир является всего лишь одним из «слоев луковицы». Шаман – это человек, у которого есть способность общения с сознанием более тонких существ, отвечающих за разные стихии, удерживающих на определенном уровне энергетику земли – так называемые хранители мест. Большинство детей до какого-то возраста могут видеть сущностей иного плана. Для меня в детстве это было на столько естественно, что у меня даже не возникало сомнений по этому поводу. Внучка в Америке тоже их различает. С кем-то она дружит, кто-то ей не нравится. Она называет их «роботами». Ребенок лег в кровать, а спать не хочется: «Эй, робот, иди сюда, играть будем!» - раздается команда домашним «невидимкам». На самом деле, эта способность к видению будет с каждым годом все больше проявляться и у взрослых людей, которые никак себя к шаманам причислить не могут. Просто весь наш мир меняется, мысль о чем большинство людей пока не хочет допускать в свое сознание. Или допускает только как катастрофу, разрушение, не представляя, как это мы из того, что есть, вдруг да станем более открытыми, более терпимыми, более счастливыми…
Мы – существа, которые резонируют друг с другом. И во время этого резонанса происходит обмен энергией. Если вы живете с человеком одними ценностями и одной идеей – ваша энергия становится сильнее. (И это закон физики!) И тогда вы можете видеть так же, как видит тот человек, с которым вы общаетесь. Так, по сути, и строятся отношения между людьми. С окружающими можно делиться как высокими колебаниями, так и низкими. И порой наши настройки «летят» от соприкосновения с кем-то, кто не «звучит» на той же частоте, что и мы.
- Боитесь ли вы смерти?
- Для меня смерть – это возвращение Домой, в такую совершенную любовь, о которой в человеческом мире просто не помнят. Выход из физической формы возвращает к целостности, совмещая ту маленькую часть нас самих, которая исследовала опыт пребывания в человеческой форме, и ту огромную часть, которая скрыта от нас, пока мы здесь, на Земле. Это как стежки нити, которая, вслед за иглой, ныряет с лицевой стороны на изнаночную, но это одна и та же нить! Можно акцентироваться на стежках только с одной из сторон ткани, а можно увидеть всю нить целиком. Я просто стараюсь жить, помня обо всей нити. Обычный человек, живущий «лишь с одной стороны ткани», в суете, в которую он погружен свою земную жизнь, ничего не накапливает для ЦЕЛОГО. Все человеческие богатства - материальные, психические, все знания, которые люди собирают – всё рассыпается в прах на границе перехода. И оказывается, что человеку нечего взять с собой. Пока он бился за выживание на Земле, он и забыл совсем, что намеревался сделать себе подарок (какое-то особое переживание, какой-то особый опыт), который он мог бы сохранить по ту сторону жизни (и на все последующие). И так и получается – идет воплощение за воплощением, а люди ничего о них не знают, ничего не помнят, потому что ни в одном из них они не испытали столь сильное и чистое переживание, которое бы оставило отпечаток на всем их существе, своего рода, изменило бы цвет, качество всей их «нити жизни».
Существует еще так называемый путь Вознесения в Свет. Можно вспомнить Иисуса. Насколько мы знаем, он забрал с собой свое физическое тело. Нет могилы Христа. Как нет могилы Моисея. И это далеко не единственные два случая, когда Дух преображает физическую плоть, разгоняя атомы до такого состояния, что тело начинает светиться, словно его подключили к источнику электричества. И материя становится Светом. Я видела свои руки, которые сияли ярче, чем неоновые лампы.
- Скажите, а как вы относитесь к «соревновательному» настроению? Стать самым сильным, самым быстрым, самым первым…
- Я плохо отношусь к соревнованиям. Я полагаю, что это мужской тип сознания и в нем много воинственного и неуважительного по отношению к себе и другим. И своим ученикам, которых я учу фотографировать, я говорю сразу – у нас не будет никаких конкурсов, не будет никаких сравнений. Потому что настоящая победа – это та, которую человек совершил внутри самого себя, внутри своего сознания. А все остальное неважно! Вообще, кстати, в творческом мире невозможно стать лучше кого-то. Это абсурд. Можно стать только лучше себя вчерашнего. И те результаты, которых ты добился сам внутри себя – вот только они с тобой и остаются. А все остальное - мимолетный ветер. Мои ученики меня радуют тем, что у них не развивается зависть, соперничество. Они тут же делятся друг с другом теми знаниями, которые получили и помогают друг другу. И это, на мой взгляд, дает гораздо больший потенциал для внутреннего развития, чем «науськивание на победу», разжигание в людях желания «быть лучше всех». Станьте лучше себя! И все у вас получится!
- А какое качество в людях вы цените больше всего?
- Наверно способность любить и быть свободными. Любовь и мудрость для меня неразрывны. И нужно научиться любить себя. Любить - значит – принимать, ценить, не давать себе опускаться в хаос. Мы есть Дух, принявший человеческую форму. Не эгоизм, нет. Эгоизм – это неудивительно. Это то, чего в этом мире в избытке. И это не есть свобода. В мире Бога для всех всего достаточно. А если ты научился любить себя, - ты научишься любить весь мир. Именно здесь начинаются гармоничные отношения с тем, что есть вокруг тебя. Когда человек принимает всего себя, он приобретает целостность. Для этого не обязательно умирать! Принятие самого себя, своих несовершенств, своих ошибок, своих, порой, не очень красивых качеств, - но надо понять, что только через принятие этого (понимания того, что весь этот опыт зачем-то нам был нужен), - только тогда мы сможем стать ЦЕЛЬНЫМ. А самое сложное для людей – это принятие своего великолепия. У большинства людей очень низкая самооценка. Они считают себя ничтожными и считают, что поэтому бесполезно что-то менять в своей жизни и к чему-то стремиться. А то, как человек относится к себе – он, как правило, проецирует в окружающий его мир, на всех остальных людей. Часто довольно убогая получается картина.
- В чем заключается основная идея вашего творчества?
- Через четверть века я неожиданно для себя обнаружила: всю жизнь училась делать фотографии, а оказалось, что «делаю» себя.
В жизни нужно уметь выбирать, сосредотачиваться на чем-то, что действительно является для тебя важным. Если ты хочешь научиться чему-то, стать мастером – то нужно любой аспект своей профессии доводить до максимального состояния осознанности. И тогда это потом начнёт работать на тебя. В дальнейшем тебе не приходится думать о каждой мелочи, поскольку они существуют в «автоматическом режиме», и можно полностью отдаться другим аспектам – психологическим, созерцательным, познавательным. И не привязываться к результатам. Когда я чувствую, что накопился результат, что вещь обретает свою собственную целостность, завершенность – для меня это означает, что с нею пора расстаться. Точка отсечения. Иногда надо обнулять счетчики.
«…Я не могу сказать наверняка, кто кого выбрал: я - фотографию, или фотография - меня. Но я нисколько не жалею, что последние тридцать лет, в ней - вся моя жизнь. Я позволила ей впитать в себя все, что я знала, что я постигала в своей жизни, все мое чувство ритма, способность выходить за сферы видимого мира, все мои сверхчувственные влюбленности - в театр, в поэзию, в живопись, в дороги и города. Очень долго не могла найти слов, чтобы объяснить окружающим, что вижу и чувствую по-другому. Несмотря на друзей, оставленных (отставших) по дороге, на отсутствие выходных и просто элементарного отдыха (разве можно отдохнуть oт себя?), на отсутствие нормальной человеческой жизни (когда же ее иметь?) – я очень счастливый человек. Потому что трудный поиск дарит редкую удачу. И из всего этого сочиняется выставка. И случается встреча с иной душой, смущенной и благодарной, на мгновение сроднившейся с моей. И в этот миг вся моя жизнь обретает смысл.»
Вестник межвузовского движения газета «Золотое поколение», №18, ноябрь 2008г.